О Храме

Храм Тихвинской Иконы Божией Матери стоит на высоком правом берегу реки Сясь на полуострове, образованном её крутой излучиной. Расположенная на открытом пространстве среди луга в начале спуска к реке она видна издалека и является архитектурной доминантой большой территории.

Центрическая с круговым восприятием архитектурно-пространственная организация комплекса традиционна для приречных ансамблей народного зодчества русского Севера и обладает всеми характерными признаками: судоходная река, видная со всех сторон центральная местность и селения, расположенные по берегам. Центральная часть храмовой композиции храма Тихвинской Иконы Божией Матери вписана в природную ситуацию так, чтобы она воспринималась практически со всех направлений.

Село Колчаново, в котором находится церковь Тихвинской Иконы Божией Матери, отстоит менее чем на 20 км от Старой и Новой Ладоги, Волхова, Сясьстроя, Староладожского и Новоладожского каналов и связано с ними хорошими дорогами.

До конца Х века река Сясь была частью древнего пути «из варяг в арабы» от берегов Балтийского моря к верховьям Волги. Он шел примерно по линии современной Тихвинской водной системы. Река Сясь входит в систему судоходных рек, впадающих в Ладожское озеро (Паша, Оять), которые с помощью волоков соединялись с другими реками и обеспечивали торговые связи русских земель с северными районами и странами. Расположение ниже мелких Рождественских порогов позволяло принимать на пристани в Колчаново суда разной осадки.

Церковь расположена на местности с очень древней историей и является частью храмового комплекса Рождественского Сясьского погоста (ранее XV века), включавшего в себя также церкви Рождества Христова и Рождества Иоанна Предтечи.

Составляющие единую группу деревни Великое Село, Морозово, Юрцево, Колчаново, Хамонтово, Наволок, Горка, Алексино, Коскеницы, Реброво, Посадница, Чернецкое и другие селения распределены на несколько километров по левому и правому берегам Сяси и ее притокам, группируясь вокруг центральной местности погоста и храма Тихвинской Иконы Божией Матери.

Историческая справка

Земли Южного Приладожья начали осваиваться задолго до Рюрика, призванного, согласно «Повести временных лет», править в Новгород и пришедшего с дружиной на Русь в 862 году. Ранние этапы христианизации не сопровождались здесь разрушением уникальных памятников культуры славянских племен, переселившихся на берега Ладожского озера в 7 веке и поклонявшихся языческому богу Велесу. Сохранившиеся вдоль надпойменной террасы р. Сясь у деревни Великое Село и дороги в Морозово могильные сопки-курганы VIII-X веков свидетельствуют о тех древних временах. До прихода славян соседние с Ладогой земли были населены местными племенами чудь и лопь.

С установлением Великой княгиней Ольгой (?-969) погостов как территориальных единиц они были наделены административными функциями, включая собирание доходов в казну. Однако ясные известия об описаниях Новгородских владений монголами относится ко времени монгольского нашествия (1259 и 1273 годы). Сведений о Рождественском погосте монгольского периода не сохранилось, хотя местность уже была заселена.

В 1478 году Иоанн III Васильевич присоединил Новгород к Великому княжеству Московскому и было начато кадастровое описание Новгородских земель. Первое упоминание о погосте мы находим уже в новгородских писцовых книгах XV века. В выписках из писцовых книг Юрия Сабурова 7004 (1495/96) года написано: «В Обонежской пятине в Рожественском погосте на Сяси…». В центральной местности погоста в 1582 году уже были деревянные церкви Рождества Иоанна Предтечи и Рождества Христова.

Интересно происхождение топонима Посадница, названия одной из левобережных деревень, входивших в состав Рождественского Сясьского погоста Ладожского уезда. Существует предположение, что Посадница в XV веке принадлежала Марфе Посаднице. Свое прозвище Марфа Борецкая получила, поскольку была женой новгородского степенного посадника Исаака Андреевича Борецкого. Её огромные владения были разбросаны по всей новгородской земле.

В царствование Иоанна IV Грозного (1533-1584) Обонежскую пятину описывали в 1563/64 г. Андрей Лихачев с товарищами, в числе которых был именно подъячей Ляпун Добрынин, в 1582/83 г. Андрей Васильевич Плещеев и подьячий Семейка Кузмин. В писцовых книгах XVI века упоминается Рождественский погост на реке Сясь, расположенный на расстоянии 165 верст от Новгорода, что соответствует современному селу Колчаново. К погосту были приписаны оброчные царя и великого князя села и деревни, боярские земли и поместья, монастырские земли Радовского (Рагодовицкого), Гостинопольского, Богоявленского, Рождественского (единственное упоминание в платежной книге 1555/56 года) и ладожских монастырей: Ивановского и Богородицкого женского.

В 1570 году в результате похода Ивана Грозного на Новгород ладожская земля подвергается разорению государевыми опричниками во главе с князем Петром Борятинским. Население деревень разбегается по лесам и уходит в более безопасные соседние уезды. Экономическое положение населения Южного Приладожья сильно пошатнулось из-за последовавшего смещения торгового пути из Ладоги в архангельский порт на Белом море. Как итог событий второй половины XVI века и шведской оккупации в начале XVII века приходские церкви пришли в упадок. В 1583/84 году на погосте стояло «без пения» две церкви: одна Рождества Христова, другая - теплая - Рождества Иоанна Предтечи, а в расположен-ных при церквях домах для причта никто не жил. Это означает, что служителей не было, богослужения не проводились: «да на погосте же два двора поповских пусты, да два двора пономарских пусты, да дв(ор) проскурницын пуст». На месте деревень и монастырских земель образовались пустоши.

Столбовский мир, заключенный 27 февраля (12 марта), положил конец русско-шведской войне 1610-1617 годов. Подготовка к подписанию мирного договора началась с осени 1615 года при содействии представителей Англии и Голландии. Представитель Англии сэр Джон Меррик предлагал Горну для переговоров селение Горки вблизи Рождественских порогов. «Соизвольте послать кого-нибудь во двор Ефима Столыпина: он называется Горки и лежит на реке Сяси, и по отзыву жителей этой местности является самым удобным местом для переговоров, находясь на полпути между Ладогой и Тихвином. Если Вашей милости это место понравится и будет назначен определённый день для посылки дворян, то и царские комиссары пошлют туда своих дворян для выбора места». Горки, однако, не понравились Горну. Он сослался, что придётся доставлять из Швеции провиант через пороги, а это очень медленно и опасно. В конце концов, выбор был остановлен на деревне Столбово, расположенной в 30 км от Колчаново вверх по реке, где и был заключен мир. Швеция возвращала Москве Новгород, Старую Руссу, Ладогу, Порхов, Гдов, Сумерскую волость. Швеции отходили Ивангород, Ям, Копорье, Корела и Орешек. Москва уплачивала Швеции 20000 серебряных рублей.

В Переписной книги Ивана Харламова 1710 года есть сведения о быте селений, относящихся к погосту в XVIII веке. Мы узнаем, что в «Погосте Рожественском Сяском» помещику Григорию Ивановичу Головину принадлежала усадьба Олехновшина, Марфе Зиновьевне Сугоржиной усадище Ихновшина; за братьями Иваном и Семеном Родионовыми сыновьями Агапитовыми записана усадьба Фешино, за вдовой Анной Андреевной Есиповой усадьба Редрово, а Семеном Михайловичем Тимофеевым – усадьба Великое Село. Фамилии владельцев мы встречаем среди жертвователей на строительство церквей.

«За Иваном Федоровым сыном Апрелевым усадьба Ярцово на реки на Сяси а в тое усадьбы двор ево помещиков а в том дворе живет он Иван от роду 60 лет жена ево Анна 30 лет у него детей два сына Григорей 25 лет служит в прапорщиках в Нижегородцком полку Алексей 20 лет в том же полку в драгунех в недорослях сын Максим 6 лет дочь Дарья полугоду у негож во дворе дворовых людей». Полуполковник Григорий Данилович Есипов владел усадищем Богданова Гора, князь Петр Иванович Мещерский усадищем Любачево на реке Лынцы. За стольником князь Григорьем Никитиным сыном Путятиным записана деревня Олексино, а за Трофимом Петровым сыном Скобельцыным деревня Климово.

В течение XVII-XVIII веков деревянные церкви Рождества Христова и Рождества Иоанна Предтечи несколько раз возобновлялись и перестраивались при участии прихожан. При Анне Иоанновне в 1735 году усердием прихожанина бригадира Лаврентия Даниловича Есипова по благословению преосв. Феофилакта была заново выстроена неотапливаемая деревянная церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи. Она имела вид креста, с полукругом для алтаря; была покрыта и обшита тесом, выкрашена медянкой. Иконостас был в 4 яруса. В ней замечательна была древняя икона «Софии Премудрости Божией», перенесенная позже в новую церковь Рождества Христова. В 1855 году церковь за ветхостью разобрана.

В 1792 году, усердием помещицы княгини Феодоры Степановны Мещерской, построена каменная, теплая, церковь, во имя Рождества Христова. Фасад ее «прямой, продольный, с алтарным полукружием; купол светлый, небольшой, с 6 окнами; кровля его на два ската; длина церкви, с папертью - 10 саж., ширина 5 саж».

Церковь была сделана из цокольной плиты, крыта железом и окрашена медянкой. Кресты деревянные, обитые белым железом. Западные двери двойные. Первые «филенчатые распашные», вторые тоже распашные, обитые железом. Алтарь отделялся кирпичной стеной. Пол плитный, грубой работы; солея на две ступени, над престолом сень. Резной, вызолоченный иконостас в 3 яруса позднейшей работы, сделан в 1845 году. Церковь была окружена бревенчатой оградой и находилась в ограде кладбища.

В 1847 г. для церкви Рождества Христова был отлит колокол весом в 103 пуда, о чём можно судить из текста памятной надписи на нём, процитированной в исторической литературе (сам колокол утрачен): «Сей колокол устроен к церкви Рождества Иисуса Христа усердием прихожан, в особенности - купцов Василия Марфина и Филиппа Луховицкого - 1847 г., октября 10 дня. Лил мастер. Валдайский купеческий сын, Иван Макаров Стуколкин». Впоследствии колокол был установлен на колокольню храма Тихвинской Иконы Божией Матери.

Пристань Выбицы (Колчановская, Рождественская на Сяси)

На формирование архитектурного ансамбля местности в первой половине XIX веке оказало значительное влияние возникновение Рождественской пристани на Сяси. Когда сильная засуха 1797 года остановила судоходство на Вышневолоцкой системе, император Павел I повелел завершить исследования водных путей на месте будущих Тихвинской и Мариинской систем, начатые ещё при Петре I, и закончить строительство Сясьского канала. Крепостные крестьяне из ближних и дальних мест, получив разрешение помещика и паспорт, шли на земляные работы, хорошо оплачиваемые из казны. Накануне Отечественной войны 1812 года Тихвинская водная система связала верхнюю Волгу со столицей Российской империи.

Для транспортировки судов по Тихвинской системе использовалась конная тяга. Для проводки судна нанимался лоцман, один рабочий и погонщик при одной лошади. На реках и каналах использовались суда малого размера – народные лодки, соминки и тихвинки грузоподьемностью от 2,5 до 42 тонн. Место перегрузки с маломерных на большегрузные суда находилось ниже Рождественских порогов на месте современного Колчаново. Там в 1833 году были построены деревянная плотина и Бородинский шлюз из камня. Вместе они обеспечивали подъем воды на 0,9 м, что делало беспрепятственным проход судов над порогами. Шлюз получил название в честь одного из самых славных сражений русской армии. В 1853 году половодье снесло плотину до основания, и она уже больше не восстанавливалась.

На берегу образовалась пристань Выбицы или Рождественская, при пристани селение, часовня, дом строительной команды, каменный служебный дом, склады. На возвышенной террасе поставили белый квадратный четырехярусный маяк с готическими элементами в оформлении. Рождественская пристань нанесена на карту Шуберта 1848 года. Маяк позднее стал частью усадьбы Пименовых-Шараповых. Население пристани составляло 37 человек.

Строительство Храма Тихвинской Иконы Божией Матери

С ростом благосостояния помещение храма Рождества Христова перестало вмещать всех прихожан. 1850 году было решено построить новую церковь, для чего удалось собрать около 13 тысяч рублей серебром. Архитектору А. Я. Андрееву было поручено составить проект и смету на строительство храма по образцу Благовещенской церкви Конногвардейского полка,. Выбор трехпрестольного пятишатрового храма по проекту К.А. Тона в качестве образца не был случайным.

Заслугой Константина Андреевича Тона является воссоздание «русского стиля» на почве памятников древнего русского строительства. Он был первым русским архитектором, начавшим практически проводить идею национальности в русской архитектуре, сочетая ее с основательным знанием форм и законов классической архитектуры. По его идее проекты надобно создавать на основании исторических и бытовых требований русской жизни с учетом условиям климата и действительных потребностей.

Им были созданы выдающиеся образцы церквей русско-византийского стиля: храм святой великомученицы Екатерины в Екатерингофе (1837), Введенская церковь Семеновского полка (1842), Благовещенская церковь Конного полка (1849), в Петербурге, Екатерининский собор в Царском Селе (1840).

В 1831 году Николай I самолично определил Константина Тона архитектором Храма Христа Спасителя в Москве. Талантливый, преданный душою искусству, настойчивый в достижении раз задуманного, Константин Андреевич сумел силой своих дарований снискать расположение Николая I, которому был по душе русско-византийский стиль, и возвести свои композиции на степень формально узаконенных образцов, принятых в руководство при возведении церковных сооружений.

Александр Яковлевич Андреев (1794-1878) учился в Санкт-Петербурге в императорской Академии художеств с 1803 по 1815 годы, где программа обучения в то время распадалась на четыре возраста (курса). С обучением совпало введение в 1809 г. в Академии курса математических наук, знание которых применялись им в дальнейшем в строительной практике. Архитектуру преподавал замечательный наставник и зодчий Воронихин, любимый и глубоко-почитаемый своими учениками. Все это время Андреев учился с К.Я. Тоном и Э.Х Анертом и закончил Санкт-Петербургскую Академию художеств в 1815 году вместе с ними.

В течение 36 лет архитектор работал в Попечительстве (строил здания II отделения Собственной его императорского величества канцелярии), был старшим архитектором казарменной комиссии и департамента военных поселений, преподавал в Главном инженерном училище, строил сооружения военного ведомства. В 1851 году он был избран в почетные вольные общники Академии художеств. Это звание Императорская Академия художеств присуждала за выдающиеся заслуги в области искусства. Среди почётных вольных общников были Б.Ф. РастреллиК.И. РоссиК.П. БрюлловВ.В. СтасовК.И. Лаш.

В 1842 г. Александр Яковлевич временно выполнял обязанности старшего городского архитектора Пятигорска, где им был составлен проект пятигорского собора во имя Христа Спасителя на основе образцовых проектов Константина Андреевича Тона. На момент получения заказа на изготовление проекта церкви Тихвинской Иконы Божией Матери он уже был на практике знаком с архитектурными принципами Тона, воплощавшими русско-византийский стиль в современных проектных решениях православных церквей.

В проекте Тихвинской церкви А.Я. Андреев использовал некоторые решения К.А. Тона: центральный барабан (в данном случае, круглый в плане) фланкировали по четырём сторонам небольшие барабаны со слепыми окнами, перекликавшиеся со звонницами Благовещенской церкви. Углы здания также были оформлены пучками из трёх полуколонн; окна — разорванными фронтонами, опирающимися на колонки. Здание закрывала шатровая крыша.

Наиболее радикальным отличием объёмно-планировочного решения стала колокольня, примыкающая к основному объёму храма с западной стороны. Проект новой каменной церкви в Колчаново был высочайше утверждён 20 августа 1853 года. Стоимость строительства оценивалась в 35 000 руб., из которых прихожане обязались предоставить сумму в 16 002 py6. Обеспечение строительными материалами прихожане также взяли на себя.

20 сентября 1854 года состоялась закладка храма. B 1862 году строительство было закончено, 2, 3 и 4 сентября состоялось освящение его приделов. Новая церковь строилась в непосредственной близости от старой церкви Рождества Христова. Сведения о том, во имя кого были освящены приделы, встречается в Памятной книге по Санкт—Петербургской епархии 1899 года: указывается, что в храме 3 престола: центральный – Тихвинской Божией Матери, боковые Рождества Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и Священномученика Василия, пресвитора Анкирского.

Почитание Тихвинской иконы Божией Матери, явившейся в эти края в 1383 году, в конце XIX века приняло широкое распространение, она считалась главной покровительницей всего северо-запада Руси. Успенский монастырь на реке Тихвинке, где хранилась икона, расположен сравнительно недалеко от Рождественского погоста и их связывает древняя дорога на Ярославль, в 6 км от которой находится Тихвинский монастырь; между погостами также существовала связь по воде. Через Рождественский погост проходит дорога на Тихвин.

Храм строил ямщик города Торжка Илья Евстратов. Главные жертвователи – купцы Новой Ладоги: вдова Степанида Николаевна Марфина с сыном Федором Васильевичем и Тимофей Филиппович Луковицкий. Также средства жертвовали судопромышленники Сясьской гидросистемы.

Архитектура и убранство

В Историко-статистических сведениях С.-Петербургской епархии приводится следующее описание храма и его конструкций: «Длина его с колокольней 14 сажень, ширина 9 сажень. Храм утвержден на стрельчатых кирпичных сводах и на цоколе в сажень вышины. Главный алтарь полукруглый, придельные - квадратные. Стены храма кладены сплошной кладкой, середина засыпана кирпичным бутом и залита известью, по стенам проложена плита, связи сделаны из толстого шинного железа, укреплены болтами. Наружные стены украшены карнизом, полуколоннами, пилястрами; окна полукруглые, с железными решетками; кровля храма - шатровая на 4 ската, покрытая железом и окрашена медянкой. Храм пятиглавый. В средней главе 8 полукруглых окон, в остальных окна фальшивые. Главы церковные круглые, обиты железом и окрашены медянкой. Кресты прорезные, железные, вызолоченные. Высота церкви с крестом среднего купола — 14 сажень, высота колокольни с крестом - 15 сажень. Двери с трех сторон, столярной работы, двойные деревянные и стеклянные. Дерево окрашено под ясень». 

По обилию и богатству декора, как отмечалось в «Историко-статистических сведениях», храм занимал первое место среди церквей Новоладожского уезда. Солея отделялась от основного объёма тремя ступенями и была ограждена железной решеткой. Деревянные позолоченные иконостасы были выполнены мастером Савельевым по рисунку архитектора Андреева. Иконы были написаны Заболотским. Престолы деревянные (верхняя доска из кипариса), под престолами - кресты с надписью о времени освящения. Средний иконостас имел три яруса, боковые - по одному.

Пол был выложен квадратными плитами. Один из малых колоколов был отлит в Стокгольме в 1731 году мастером Эрихом Несманом. Самый большой колокол весил 103 пуда и был перенесен из церкви Рождества Христова.

При церкви хранились чертежи прежних церквей и чертежи нового храма, а также планы и межевые книги на церковную землю, план местности погоста.

В страховой оценке строений, принадлежащих Рождественско-Сясьской церкви Новоладожского уезда, от 17 июня 1910 года приводятся следующие сведения о храме: «Церковь Тихвинской Б.М. трехпридельная, каменная, оштукатуренная, окрашена внутри масляной краской, снаружи водяной краской, крыта железом, окрашенньм масляной краской. Длина церкви 11 '/2 саж., ширина 9 1/2 саж., высота до верха карниза 9 саж. Над церковью возвышается купол, высотой 5 саж., B диаметре 3 саж. В куполе 8 окон, длиной 2 арш., высотой 3 apш., больших окон 10, высотой 4 арш, шириной 2 арш. 2 верш.‚ с двойными рамами, дверей наружных 3, обшитых железом, внутренних 5. Иконостасы: главного придела длина 9 арш., высота 9 арш., боковых: 1-го длина 11 арш., высота 5 арш и 2—го длина 11 арш., высота 5 арш.». Центральный иконостас был оценен в 2600 руб., боковые - по 1200 руб. каждый. В страховой оценке, наряду с другими обмерами, приведены габариты трёхъярусной колокольни: длин 2 саж. 2 l/2 apш., ширина 3 саж. 2 арш., высота до купола 15 саж. Церковь вместе с иконостасами и колокольней была оценена в 22 000 руб.; отмечалось, что здание хорошо сохранилось».

Церковь отапливалась 4 амосовскими (пневматическими) печами. Система отопления, изобретенная Н.А. Амосовым, строилась на подаче в помещения по специальным каналам горячего воздуха, прогретого печами. Система включала также вентиляционные каналы, предназначенные, для удаления воздуха из помещений. Учитывая, что пневматические печи получили распространение уже в середине Х1Х века, можно предположить, что именно они были (но изначально в меньшем количестве) установлены во время «поновления» церкви в 1883 году.

Из истории: крестные ходы, праздники, ярмарки

По данным статистического сборника за 1864 год в центре Рождественского погоста в это время были две православные церкви Рождества Христова и Тихвинской Иконы Божией Матери, три ярмарки, торжок на Сяси, колодцы и 17 человек жителей. На 1884 год в собственности погоста было 33 десятины земли (в том числе, 27 десятин пахотной), деревянный дом дьякона и дом деревянный же приходского училища, построенный в 1852 году. В 1899 году численность прихожан была близка к трём тысячам: 

1315 мужчин и 1553 женщины. К погосту было приписано 9 часовен в ближайших селах: во имя св. Николая в Морозово, построенная Санкт-Петербургским купцом М.Д. Ертовым; в Гагарино 1820 года постройки; деревянная в Алексино во имя пророка Илии; в деревне Богданова Гора во имя пророка Илии с деревянным крестом, поставленным в 1735 году бригадиром Есиповым; в деревне Реброво во имя Рождества Христова; в сельце Горки во имя св. Николая; в Ежеве во имя Флора и Лавра, восстановленная после пожара 1862 года; в Яхновщине во имя св. Архистратига Михаила. Эти часовни не сохранились.

Во второй половине XIX века главными деревенскими праздниками были праздник Рождества Христова, день Пророка Илии 2 августа по новому стилю, Флора и Лавра 31 августа, Димитрия Мироточивого 26 октября (память Димитрия Солунского, Димитриевская родительская суббота), Архангела Михаила 21 ноября (Михайлов день) и Николая Чудотворца. Они праздновались несколько дней. Один, преимущественно летний день праздновались Рождество Иоанна Предтечи, день Тихвинской иконы Божией Матери, Петра и Павла, Казанской Божией Матери, Положения Ризы Господней, Ильинская пятница, день Косьмы и Дамиана и Знамения Божией Матери.

В Рождественском погосте XIX века существовала традиция крестных ходов. Они совершались в Рождество Иоанна Предтечи 7 июля (н.ст.) в Хамонтово и Коскеницы, в праздник Тихвинской иконы Божией Матери 9 июля в Посадницу, по окончанию Петрова поста на празднование дня святых первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля в Ежеву, на явление Казанской иконы Пресвятой Богородицы 21 июля в Реброво, Положение Ризы Господней 23 июля в Великое Село, в Ильинскую Пятницу - последнюю пятницу перед днем Пророка Илии - в Чернецкое, в Ильин день 2 августа в Гагарино, в первое воскресенье после Ильина дня (после 2 августа н.ст.) в Алексино, на праздник Преображения Господне 19 августа в Яхновщину, на Успение Пресвятой Богородицы 28 августа в Яхново, 22 июля в Колчаново.

В Колчаново было три ярмарки, две из них назывались Рождественскими. Летняя ярмарка открывалась 24 июня (7 июля н.ст.) к празднику Рождества Иоанна Предтечи. Она проходила перед церковью Тихвинской Иконы Божией Матери и из-за установленных каруселей звалась Вертиловкой. Здесь собиралось много торговцев самым различным товаром. С 22 по 24 декабря (ст.ст.) перед престольным праздником шумела зимняя Рождественская ярмарка. В 1869 году ее оборот составил 10892 рубля. В марте купцы и покупатели съезжались на весеннюю ярмарку.

В конце XIX века начиналось проектирование и строительство железной дороги Санкт-Петербург–Вологда–Вятка. Дорога прошла параллельно Тихвинской водной системе и та утратила транзитное значение. На пристани в Колчаново сохранилось некоторое оживленное судоходство, гонка плотов и сплав дров россыпью, так как спрос на них в Санкт-Петербурге постоянно возрастал.

На 5 верстовой карте Петроградской губернии 1916 года в границах Хамантовской волости Новоладожского уезда находятся Рождественский погост и 31 селение.

По левому берегу Сяси (с севера на юг) в границах волости нанесены Мызы, Мелец, Посадница, Богданова Гора, Алексино, Гагарино, Коскеницы, Сватковщина и Будаевщина в стороне от реки, Хамантово, Горка, Великое Село, Страшево, Барышево. По правому берегу Сяси: Рыжково, Любаевщина, Реброво, Черневщина, Юрцево (Колчаново), погост Рождественский, Яхново, Андреевщина. На реке Лынне с притоками Полона и Шарица расположены Яхновщина, Каменка, Климово, Ежево, Дяглево, Заполек, Яковлевщина, Нива, Луковицы.

Волостное правление находилось в Юрцево (Колчаново). Там же была министерская школа, земская лечебница с кроватями, ветеринарно-фельдшерский пункт. Школы подчинялись разным ведомствам. Земские школы были в Яхново, Реброво и Алексино. Бревенчатая на каменном фундаменте церковно-приходская школа была построена в Ежеве в 1904 году.

Из истории храма: после революции 1917 года

В 1930-е годы, когда церковь ещё действовала, к ней вела хорошая грунтовая дорога, по сторонам которой шли выложенные каменной плитой пешеходные дорожки, обсаженные кустами. Около церкви были захоронены священнослужители. Территория была обнесена оградой. 

Церковь закрыли в 1938 году. Почти два десятилетия, время Великой Отечественной войны и до 50-х годов в ней располагалась Колчановская машинно-тракторная станция (МТС), затем склад удобрений. По-видимому, B этот период в здании был перебит ряд проёмов. Уже более 60 лет церковь пустует. Вплоть до 1970 года крыша была в основном в хорошем состоянии, главы сохраняли металлическое покрытие. Крыша сильно пострадала во время урагана 1981 года.

К 2000-м годам были преимущественно утрачены покрытия глав, крыши, обрушены значительные участки сводов подклета, утрачены дверные и оконные заполнения, решетки, полы, убранство интерьера. На 2008 год сохранялся фрагмент настенной росписи с изображением Георгия Победоносца — свидетельство прежде богатого внутреннего убранства храма.

Священнослужители Тихвинского и Рождественского храмов

В результате анализа метрических книг, архивных материалов и данных открытых источников был определен состав 18 семей клира Рождественского погоста. Их жизненные истории тесно переплетены с историями семей священнослужителей соседних Никольского, Рогожского, Успенского погостов, Новоладожских церквей и монастырей Старой Ладоги. Семья Осьминских также связана с Санкт-Петербургским районом Лесное и его благотворительными заведениями.

Протоиерей Димитрий Николаевич Осьминский окончил Санкт-Петербургскую Духовную семинарию в 1901 году. В 1901-1902 - на гражданской службе. С 11 марта 1902 по 17 января 1903 года исправлял должность псаломщика в Князь-Владимирском храме Орловско-Новосильцевской богадельни в Лесном. В марте 1903 рукоположен викарием епископом Константином Гдовским во священника к Тихвинской церкви с. Колчаново Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии. 17 января 1912 г. перемещен настоятелем Князь-Владимирского храма и был его последним настоятелем до закрытия в марте 1932 года. С 1924 года протоиерей. Также был последним настоятелем Храма Преображения Господня в Лесном (с апреля по октябрь 1932 года). До ноября 1941 года служил в  Троицкой церкви на ст. Поповка. В 1941 году овдовел. Все время немецкой оккупации продолжал служение в Оредежском, Лужском районах, в Латвии. В июне 1945 вернулся на родину. 6 декабря 1945 года назначен настоятелем Саблинской Никольской церкви Тосненского района. До конца своих дней служил в Саблино и был любим прихожанами. Скончался 21 февраля 1952 года.

Перед закрытием храма священником в ней служил Михаил Николаевич Осьминский, брат Димитрия. Он родился в Новой Ладоге в 1988 году в семье священника Николая Ивановича Осьминского. Окончил Александро-Невское Антониевское духовное училище (выпуск 1903 года) и Новгородскую духовную семинарию (выпуск 1911 года). 24 января 1912 года рукоположен в сан священника Рождественско-Сясьской церкви и служит там совместно с настоятелем Владимиром Черновским как минимум до 1917 года. С женой Софией Ивановной и детьми проживал в деревне Коскеницы. и не оставлял свое служение в сложные годы гонений на церковь. 24 августа 1937 года Михаил Николаевич третьим по счету из священников Волховского района был арестован. 17 сентября 1937 года Особой тройкой УНКВД по Ленинградской области приговорен к высшей мере наказания (расстрел) по статьям 19, 58-10, 58-11 УК РСФСР. Расстрелян 21 сентября 1937 года в Левашовской пустоши, там и захоронен.

В результате «большого террора» духовенство Новоладожского уезда было практически полностью уничтожено. Жители Колчановского сельского поселения ждали восстановления богослужений более 60 лет.

Восстановление исторического Храма Тихвинской Иконы Божией Матери в Колчаново

Защитница и заступница земли русской Тихвинская икона Богоматери особо имеет особое значение для Северо-Запада страны и всей России. В 20 км от места ее первого явления рыбакам на Ладожском озере в 1338 году и от древней столицы Руси - Старой Ладоги на территории Рождественского Сясьского погоста XV века (с. Колчаново) разрушается церковь во имя Тихвинской Иконы Божией Матери. Величавый 30-метровый пятиглавый каменный собор русско-византийского стиля, памятник архитектуры XIX века, в который вложен труд известных архитекторов К.Тона и А.Андреева и многочисленных жертвователей, средоточие молитвенного служения многих поколений стоит частично без крестов и крыши, с обрушившимися главами и пустыми окнами.

В 2012 в Колчаново произошло важное событие, были возобновлены регулярные богослужения. Житель поселка в память о своей матери поставил церковь во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона и передал ее в ведение Русской Православной Церкви. Приход неустанно молится за восстановление церкви Тихвинской Иконы Божией Матери. С благословления настоятеля регулярно проходят субботники по уборке территории вокруг церкви. В них принимают участие прихожане, жители поселка и администрация сельского поселения. Летом 2018 года силами волонтеров альпинистов из Санкт-Петербурга была проведена очистка крыши от деревьев и кустарника. Организована съемка с помощью квадрокоптера, проведены необходимые замеры и подготовительные работы, необходимые для начала реставрации (прил. 1).

По результатам проведенной в 2017 году государственной историко-культурной экспертизы рекомендовано включение объекта экспертизы «Церковь иконы Тихвинской Божьей Матери», расположенной в Колчаново, в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов как памятника регионального значения. Летом 2018 года храм Тихвинской Иконы Божией Матери приобрел статус памятника истории и культуры регионального значения.

Жители Колчановского сельского поселения сохраняют и возрождают традиции своего родного края. В целях воспитания у молодежи патриотизма, любви к малой родине, сохранения и осмысления русских традиций на базе культурно-спортивного комплекса в 2004 году был создан историко-краеведческий зал Колчановской волости. В нем собраны уникальные материалы по истории местности, воспоминания старожилов, предметы утвари, проводятся праздники, мастер классы по традиционным ремеслам, экскурсии для школьников, тематические занятия. Неравнодушные жители своими руками восстанавливают утраченные часовни, ухаживают за ними. Организован архивный поиск исторических документов, относящихся к церкви Тихвинской Иконы Божией Матери. В 2017 году были найдены метрические книги за период с 1734 по 1917 годы, по ним восстановлены почти все священно и церковнослужители за эти годы, состав их семей, всего более 100 человек.

Мы верим, что восстановление церкви необходимо для покаяния и возрождения духовной жизни, что оно прервет нарушенную связь времен и станет нравственной опорой для нас и наших детей, защитой в испытаниях, которые выпадут на их долю.