Икона «Преподобный Александр Свирский в житии»

История создания иконы

Монументальная икона с образом преподобного Александра Свирского и многочисленными клеймами, отображающими его житие, была создана в Москве и привезена в Троицкий монастырь как вклад великокняжеского (царского) дьяка Семена Емельянова. Об этом свидетельствует дошедшая до нас историческая надпись чернью на серебряной пластине:

“Лета 7100 (1591/92) го(ду) при державе царствия государя царя и великаго князя Феодора Ивановича всея Руси самодержца и его благоверной царицы великой княгине Ирины и при святейшем Иеве патриарсе московском и всея Руси поставил сию святую икону в дом живоначальней Троицы и преподобному чюдотворцу Александру Сверьскому государев царев и великого князя дьяк Семен Емельянов вклад вечной при игумене Дионисии, писал икону зограф ермонах Партениос Андреин Духовский, с ним же Василь сын Иоанн Холст”.

Эта пластина первоначально была укреплена на поставной свече, вложенной в монастырь дьяком вместе с иконой. Однако, свеча не сохранилась, а пластина хранится в Русском музее. Как следует из ее текста, в создании иконы принимали участия два иконописца - Духовский Парфений Андреев, известный также как Партениос Андреин, а также Холст Василий Иванов. К сожалению, до нас не дошли какие-либо сведения о жизни этих мастеров.

Икона дьяка Семена Емельянова была создана иконописцами «по образу и подобию» иконы, написанной для Успенского собора Московского Кремля.

Икона сразу была установлена в приделе во имя преподобного Александра Свирского Преображенской церкви около гробницы Свирского чудотворца, которая незадолго до этого, около 1587 года, была заново устроена в камне.

Икона вклада Семена Емельянова имеет поясное изображение преподобного Александра Свирского с благословляющей десницей и свитком в левой руке. Его окружают более ста клейм, расположенных в строчном порядке в двенадцати рядах, в которых разворачивается живописное повествование о житии преподобного. Не отступая от текста повествования, иконописцы передают каждое его событие. Преследуя цель как можно более подробно рассказать о житии преподобного Александра и во всей полноте донести его наставления до молящегося, каждая композиция включает несколько действующих лиц и многие предметы. Таким образом, в плавном живописном повествовании в зримых образах достигается воплощение всей полноты рассказа. Икона имела серебряный золоченый оклад, который  закрывал ее поля и средник, а на нимбах были наложены венцы с цветными камнями и жемчугом.

Икона «Преподобный Александр Свирский в житии» 1592 года неизменно находилась у гробницы Свирского чудотворца и именовалась «образъ местный большой» и очень почиталась в монастыре и в народе. Необыкновенная значимость этого древнерусского произведения определяется его редкой иконографией, точно зафиксированными происхождением и бытованием, которые отражены многими историческими и архивными документами, а также всенародной любовью и почитанием. Икона является редким и очень ценным датированным памятником ХVI столетия, в отношении которого точно известны не только личности заказчика и вкладчика, но и мастеров исполнителей.

Трагическая судьба иконы и ее чудесное обретение

Икона имеет трагическую судьбу. Как говорилось выше, после революции 1917 года Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь, в котором хранилась эта без преувеличения Великая Реликвия разделил печальную участь почти всех российских монастырей: обитель была разорена, братия разогнана, настоятеля расстреляли, а св. мощи прп. Александра Свирского были вывезены. Драгоценные оклады икон и другие церковные ценности были разграблены и утрачены. Икона «Преподобный Александр Свирский в житии», поруганная и разоренная, также покинула монастырь.

После более 90 лет пребывания в забытии икона пришла в плачевное состояние: к сожалению, живопись иконы и даже ее деревянная основа сильно пострадали и имеют тяжелые утраты — механические повреждения и, главным образом, большие участки осыпей, разрушение красочных слоев от сырости и плесени, обширные участки утраты красочного слоя и левкаса до доски, сохранившиеся участки живописи находятся под потемневшей олифой и слоями разновременных записей.

Икона считалась практически утраченной.

Реставрационный процесс являет собой сложнейшую кропотливую работу, а мастеров, которые занимаются этим, по праву можно назвать не только профессионалами своего дела, но и настоящими волшебниками, так как то, что они делают, иначе как чудом назвать нельзя.

Настоящее же чудо произошло с иконой «Преподобный Александр Свирский в житии». Когда наши специалисты после долгих попыток собрать и укрепить «мозаику» мелких кусочков красочного слоя иконы без повреждений, уже отчаялись, она полежав некоторое время как бы «ожила», на ней проступил лик преподобного Александра Свирского, который, как перед этим казалось, был навсегда утрачен.